Адвокат Мария Ярмуш
English   |   Контакты

Об адвокате

Практика адвоката

Судебное представительство по гражданским делам

Представительство в арбитражных и третейских судах

Консультация и подготовка правовых заключений

Земельное право, недвижимость

Защита интеллектуальной собственности

Защита права собственности

Международное право

Семейное право

Наследственное право

Выступления на TV

Публикации

Рекомендации Клиентов адвокату

Судебные речи

Советы адвоката

Телефон:


+7 (962)-934-13-66
+7 (977)-424-91-27

e-mail:
mariayarmush@
gmail.com

 

 

          Офис:

Москва, Халтуринская улица, дом 6 А

 

 

 

 

 

Предоставление земельного участка в аренду
Споры с администрацией

Очень часто собственнику коммерческого здания необходимо взять дополнительно расположенный рядом земельный участок для использования по назначению своей недвижимости. Например, для расположения парковок, подъездных путей, благоустройства территории. Такой участок земли собственнику выгодно брать в аренду с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Для этого предусмотрена процедура предоставления муниципальной услуги по выбору участка и согласования размещения объектов. Такая процедура по закону должна проходить в течение не более 80 рабочих дней и предоставляться бесплатно.

Земельный участок в аренду предоставляется гражданину по его заявлению по правилам п. 5 ст. 30 ЗК РФ, а именно:

1. Выбирается земельный участок и принимается решение в порядке, установленном ст. 31 ЗК РФ о предварительном согласовании места размещения объекта;
2. Выполняются в отношении участка кадастровые работы, осуществляется государственный кадастровый учет участка;
3. Принимается решение для предоставления земельного участка для строительства в соответствии с правилами ст. 32 ЗК РФ.

Никаких требований к проведению торгов в законе для подобных случаев не имеется.

В объективной реальности администрация муниципальных образований часто нарушает права граждан и юридических лиц и отказывается предоставлять земельные участки в аренду без проведения торгов. Такие решения администраций противоречат закону и могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суде.

Пример из практики:

Предприниматель для реализации достройки объекта незавершенного строительства, принадлежащего ему на праве собственности, размещения необходимых для объекта коммуникаций, обеспечения в будущем обслуживания достроенного объекта, благоустройства прилегающей к объекту территории намеревался организовать рядом объектом парковки, необходимые будущему зданию подъездные пути, построить необходимую для эксплуатации будущего здания трансформаторную подстанцию.

Предприниматель обратился в администрацию муниципального образования с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объектов рядом с незавершенным строительством объектом.
Просил администрацию предоставить ему в аренду на срок в пять лет земельный участок площадью 1 000 кв.м. непосредственно прилегающий к части незавершенного строительством объекта.

Данное заявление администрация более года оставляло без ответа.
Предприниматель обжаловал в вышестоящий орган бездействие чиновников.
В результате комитет по градостроительству администрации направил в адрес предпринимателя ответ и постановление об отказе в размещении парковок, подъездных путей, трансформаторной подстанции в связи с тем, что, этот земельный участок может быть предоставлен исключительно по результатам торгов.

Предприниматель обратился в суд с заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления.

Администрация в своем отзыве на заявление об оспаривании решения органа местного самоуправления обосновывала свой отказ тем, что после утверждения схемы расположенного земельного участка на кадастровом плане население города было проинформировано о возможном предоставлении земельного участка для строительства парковок, подъездных путей. При этом нашелся некий гражданин, который также подал заявление в администрацию о предоставлении ему этого земельного участка в аренду. Поэтому, по мнению администрации, спорный земельный участок может быть предоставлен в аренду только по результатам торгов.

При этом важно подчеркнуть, что сам земельный участок на момент подачи предпринимателем заявления в администрацию о предоставлении участка и согласовании объектов не был сформирован и не был сформирован до подачи заявления в суд, то есть в отношении него не были выполнены работы в соответствии с требованиями ФЗ от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». У спорного участка отсутствовали границы и кадастровый номер.

Суд согласился с предпринимателем о том, что данный случай не подпадает под нормы ЗК РФ, обязывающие проводить торги (конкурсы, аукционы) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка.

В силу п. 4 ст. 30 ЗК РФ торги проводятся в отношении земельных участков для строительства без предварительного согласования места размещения объекта. Именно в этом случае учитывается факт наличия одной или нескольких заявок при заблаговременной публикации сообщения о передаче земельного участка. Торги не проводятся при единственной заявке. При нескольких заявках торги проводятся в обязательном порядке.

Закон четко прописывает, что в силу п. 1 ст. 38 ЗК РФ предметом торгов (конкурсов, аукционов) может быть только сформированный в соответствии с п.п. 1 п. 4 ст. 30 ЗК РФ земельный участок с установленными границами или право на заключение договора аренды такого земельного участка.

В п. 6 ст. 30 ЗК РФ законодатель указал, что в случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с п.п. 3, 4 п. 4 ст. 30 ЗК РФ, то есть с проведением торгов независимо от того, согласовываются предварительно или не согласовываются места размещения объектов на этих земельных участках.

В рассматриваемом случае земельный участок не сформирован и предоставляется в аренду с предварительным согласованием места размещения объекта. Данная процедура регламентирована п. 5 ст. 30 ЗК РФ. Закон не устанавливает требования в проведении торгов.

Важным обстоятельством для настоящего спора является распределение обязанности по доказыванию законности оспариваемого решения администрации муниципального образования. В силу ст. 249 ГПК РФ именно на администрацию возлагается обязанность доказать, что принятое по заявлению предпринимателя решение об отказе в предоставлении земельного участка соответствует закону.

Адвокат Мария Ярмуш